Есть и такая версия, касающаяся Тирпица, PQ-17 и лунинской К-21 ...26 июня 1942 г. из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска отправляется конвой “PQ-17” в составе 36 транспортов и трех спасательных судов. На первый взгляд, это был обычный полярный конвой: в его эскорт входили 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО и 7 тральщиков, словом все, что необходимо для защиты от самолетов и подводных лодок противника. Южнее конвоя двигался отряд кораблей ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эскадренных миноносцев. Но вряд ли этих сил было достаточно для защиты конвоя в случае нападения на него “Тирпица” и англичане об этом знали. Переход конвоя также обеспечивали 9 английских и 4 советские подводные лодки, развернутые на выходах из баз Северной Норвегии.
Необычным было то, что конвой следовал не по обычному маршруту. Он двигался гораздо ближе к берегу (а, значит, к “Тирпицу”), явно желая быть замеченным. Весьма примечательным было также то, что на достаточно большом расстоянии от конвоя (северо-западнее, вне поля зрения немецких самолетов и подводных лодок) двигалась мощная эскадра из двух линкоров, авианосца, двух крейсеров и 12 (у некоторых исследователей – 14) эсминцев...
...“Тирпиц” выходит из базы (вопреки запрету Гитлера посылать линкор в бой без его личного распоряжения, поскольку адмирал Шнивинд был уверен в успехе операции и в безопасности линкора) во главе эскадры, идущей на перехват конвоя “PQ-17”....
...То, что происходило дальше, в исторической науке трактовалось преимущественно в двух версиях: 1) узнав о приближении “Тирпица”, корабли сопровождения конвоя оставили охраняемые транспорты и танкеры и бежали. Но оказалось, что они “бежали” навстречу немецкой эскадре. Следовательно, эта версия, нашедшая свое отражение даже в художественной литературе (см. Пикуль "Реквием каравану PQ-17" ), сомнительна. 2) В 22 часа 30 минут 4 июля, получив сведения о выходе немецкой эскадры во главе с “Тирпицом”, британское Адмиралтейство отозвало свои корабли на соединение с отрядом, в составе которого был авианосец. Но военные корабли конвоя двинулись навстречу “Тирпицу”. Эскадра, шедшая северо-западнее, повернула туда же. Скорее всего, они собирались отрезать немецкой эскадре путь к отступлению...
...Уже 28 июня на пути у немецкой эскадры оказывается советская подводная лодка “К-21”. Командир субмарины отдает приказ о торпедной атаке. Но линкор двигался противолодочным зигзагом на скорости, намного превосходящей скорость лодки. Поэтому атаковать ее было возможно лишь четырьмя кормовыми торпедными аппаратами. Возможно, что из четырех выпущенных торпед в “Тирпиц” не попала ни одна. Затем немецкая эскадра, перехватив и расшифровав сообщение командира субмарины об атаке, сочла неуместным подвергать риску корабль № 1 и вернулась на базу. Есть версия, что в “Тирпиц” попали одна или две торпеды. Она сейчас опровергается большинством историков, но факт попадания или непопадания торпед в “Тирпиц”, в конечном счете, не столь важен: главное, что немецкая эскадра после этой торпедной атаки развернулась и ушла обратно на базу. Известно лишь, что немцы перехватили сообщение Н.А. Лунина о торпедной атаке...
...В 1942 г. “приманкой” для “Тирпица” должен был стать тот самый конвой “PQ-17”. Двигавшийся максимально близко к берегам Норвегии, он должен был создавать у немцев иллюзию безнаказанности вылазки. Но позади конвоя, за пределами досягаемости немецких самолетов и субмарин, двигалась эскадра линкоров и авианосец. Вскоре “Тирпиц” с кораблями сопровождения вышел из укрытия и двинулся на перехват каравана.
Все шло по плану англичан. Дежурная подлодка своевременно сообщила о выходе немецкой эскадры и ее курсе. Крупные военные корабли конвоя двинулись навстречу этой эскадре, отвлекая внимание на себя. Эскадра английских линкоров двигалась на юг, заходя “Тирпицу” в тыл.
Однако в этот момент на пути “Тирпица” оказывается советская подводная лодка К-21, командир которой, разумеется, ничего не знал о планах англичан. Считая свою лодку единственным препятствием на пути немецкой эскадры к каравану “PQ-17”, капитан II ранга Н.А. Лунин выполнил свой долг, но благодаря этому германский линкор № 1 осознал грозящую ему опасность и вовремя ускользнул из британского “капкана”.
Почему же Английское Адмиралтейство не предупредило Главный штаб ВМФ СССР о предстоящей операции? Возможно, англичане не придавали большого значения советскому флоту, считая его силу незначительной. По существу, немецкий линкор уцелел из-за недоверия и несогласованности между союзниками. То есть, именно случайная встреча немецкой эскадры с советской подводной лодкой и атака последней спасла “Тирпиц”...
Все вроде ясно. Но возникает вопрос: за каким чертом тогда гестапо разыскало и казнило отца Лунина, который жил на "оккупированной территории" ? Непонятно, однако...