Цитата(mike340 @ 25 Дек 2007, 10:37)

Гы-гы! с Монцы 1988

Я имел ввиду, откуда эта цитата

А она из некогда всеми любимого журнала "Формула"

Это майский номер 1999 года, посвященный 5-летию Имолы-94... Там есть статья и про Баррикелло, и про Ратценбергера... Но большая часть номера отдана Сенне. Там есть большой рассказ о событиях уникального сезона 1988 года. В нем затронута и тема отношения, которого требовал к себе Сенна от Макларен; и то, что значит "моральная поддержка", которая была у Хэмильтона, но не было у Алонсо... Вот он целиком:
1988: исторический сезон McLarenЗнаете, я мечтаю еще раз до конца моей жизни пережить нечто похожее. Хотя бы еще один сезон с такими гонщиками как Ален и Айртон. Гонщиками настоящего калибра! Черт, какое же это было удивительное время...Джо РамиресХочу выигрывать все гонки, на старт которых выходит моя команда.Рон ДеннисРедко кому выпадает в жизни такое счастье – осуществить свою мечту. Рону Деннису повезло. В его жизни был сезон 1988 года. Сезон, во время которого этот максималист, педант и зануда был по-настоящему счастлив. Сезон, который Стирлинг Мосс назвал самым фантастическим зрелищем, виденным им за всю его жизнь в “больших гонках”. В этот сезон красно-белые болиды McLaren выиграли 15 этапов из 16 (при 10 дублях), 15 раз побывали на поуле (при дюжине квалификационных дублей), что в итоге принесло еще один дубль – в чемпионате мира и Кубке конструкторов, завоеванный с рекордным до сего дня результатом – 199 очков из 240 возможных.
А ведь преимущество легендарного McLaren МР4/4 с мотором Honda V6 turbo над соперниками было далеко не таким громадным, какое имел, например, в 1992 году “активный” Williams FW14В с 10-цилиндровым мотором Renault! Настоящим секретом McLaren того фантастического сезона было соперничество двух партнеров по команде. Красно-белые болиды на старт Гран При выводили Ален Прост и Айртон Сенна. Дуэт пилотов, который прозвали дьявольским.
На самом деле преимущество McLaren совсем не было таким громадным, каким казалось. Да, у нас было отличное шасси и фантастическая Honda, но секрет был в том, что мы с Аленом всегда – на каждой тренировке, в каждой гонке, – были на пределе. Айртон СеннаРождение МР4/4 затягивалось. По сути, новенький McLaren прошел всего один день тестов за неделю до начала чемпионата. Однако результаты этого дня были таковы, что Рон Деннис, собрав весь персонал на фабрике в Уокинге, сказал: “С этими двумя парнями и этой машиной мы можем выиграть 16 гонок из 16 возможных!”
Сенна и Прост едва дождались старта чемпионата. Однако в Рио борьбы не получилось – обидная дисквалификация лишила Сенну очков в его дебютной гонке за McLaren. Не получилось борьбы и в Имоле: McLaren изначально настроился на то, чтобы как можно быстрее помочь Сенне обжиться в команде, создать ему режим наибольшего благоприятствования, а потому, когда на Гран При Сан-Марино дела у бразильца пошли как по маслу, счастливы были все. И Прост не был исключением.
Однако это отнюдь не означало, что между ними не было внутреннего соперничества. Напротив. С первого же дня между Сенной и Простом накрепко угнездилось перманентное напряжение. Конфликт мог возникнуть даже из-за такого пустяка, как, например, кому первым садиться за руль на тестах.
Вспоминает Джо Рамирес: “С первой же минуты, как Айртон оказался за рулем McLaren, он был буквально помешан на Алене. Он хотел знать – что и как делает Ален. Все. Каждую мелочь. Каждый раз, возвращаясь в боксы, первое, о чем он спрашивал, это было время Алена. Никто другой его не интересовал. Ален воспринимал все это как должное. Посмеивался, подшучивал над Айртоном. Но очень скоро понял, какой серьезный вызов принял!”
На улицах Монте-Карло бразилец провел самую фантастическую квалификацию в своей жизни: Прост выиграл у ближайшего конкурента секунду и две десятых, а Сенна опередил Проста почти на полторы! Бразилец продолжал творить свои фирменные чудеса и в гонке, правда, не без помощи Бергера на Ferrari, надолго заперевшего за собой Проста. Лишь за 20 с небольшим кругов до финиша француз сумел обогнать австрийца и выйти на второе место, но до Сенны было уже, как до неба, – 50 с лишним секунд!
Наблюдать за тем, как отчаянно гнал Айртон свой McLaren по этому лабиринту из железобетона, было довольно страшно. Возможно, поэтому Деннис начал по радио убеждать его сбросить скорость: мол, Ален отстает почти на минуту! Настойчивые увещевания Денниса оказали медвежью услугу: Сенна, на какое-то мгновение утративший концентрацию, в повороте Portier на входе в тоннель врезался в стену...
“Вечером, на приеме у князя Ренье, я, поднявшись на сцену, произнес приличествующий случаю спич, сказав, что Айртон весь уик-энд был великолепен и что эта гонка бесспорно была бы его, но то, что случилось – в правилах игры, и я счастлив победе, – вспоминал Прост. – После чего на сцене оказался Рон, который, забрав у меня микрофон, сказал, что Айртон фантастический пилот и что его авария, скорее всего, следствие неполадок в машине: Сенна ошибиться не мог! Это было слишком...”
После Монако начали поговаривать, что Проста пора списывать в тираж – мол, француз вчистую проигрывает бразильцу в скорости. Поэтому гонку на автодроме имени братьев Родригес Прост хотел не просто выиграть, а выиграть у Сенны, побив его его же оружием. Скоростью. И сделал это, лидируя со старта до финиша! Может быть, никто из окружающих ничего и не понял, но только не Сенна. Айртон был потрясен – в чем открыто признался Алену.
А уже на следующем Гран При, в Канаде, первые 19 кругов шла, возможно, единственная в сезоне продолжительная прямая дуэль партнеров. Все решилось в связке поворотов “левый-правый”: лидировавший Прост вошел в нее первым, Сенна затянул торможение, ушел внутрь виража и в правый поворот нырнул уже лидером. Потрясающе жесткая, но и потрясающе чистая атака, ставшая возможной лишь потому, что оба участника этого эпизода абсолютно доверяли мастерству друг друга! Подобныe вольности при обгонах они позволяли себе лишь друг с другом – с Мэнселлом, Пике, с любым другим гонщиком таких “кружев” Прост и Сенна старались избегать.
После впечатляющей победы Алена Проста в Мехико настал черед Сенны – две следующие гонки, в Монреале и Детройте, он выиграл красиво и довольно легко. Но Прост не был бы Простом, если бы не попытался повернуть ход чемпионата в нужное ему русло. На автодроме Поль Рикар в Ле Кастелле Ален провел свою самую выдающуюся квалификацию и одну из самых выдающихся гонок.
Вспоминает Джо Рамирес: “Думаю, Алену не понравилось проигрывать дважды подряд, и на Поль Рикаре он решил остановить Айртона. В субботу он совершил потрясающий круг – еще и половины квалификации не прошло! – после чего переоделся и сел к мониторам смотреть концовку. Сенна проиграл почти полсекунды (1'07.589 против 1'08.067)! Айртон был буквально деморализован... Ален довольно спокойно признавал, что Сенна может быть быстрее, но не наоборот! Айртон всегда в таких случаях требовал разобрать машину по винтику, чтобы найти ту поломку, которая стала виновницей поражения...”
Однако победа на Поль Рикаре не помогла французу. За французской, одной из самых красивых побед в карьере Алена Проста, последовал Сильверстоун. Дождевую британскую гонку и поражением-то назвать нельзя. Это был провал. Причем имевший далеко идущие последствия. В тот день Прост проиграл не только чемпионат 1988 года. Он проиграл McLaren. Японцы из Honda с их самурайской психологией не могли простить Алену добровольного схода с гонки.
Когда Сенна пришел в эту команду, которую Прост, проведший в ней уже четыре сезона и выигравший два чемпионских титула, не без основания считал своей, многие сгорали от любопытства: как бразилец приживется на территории француза? По сути же, приживаться пришлось не только Сенне на территории Проста, но и Просту – на территории, которую давно и прочно обжил Сенна. Про них так и говорили: Прост – это гонщик McLaren на моторе Honda, Сенна – гонщик Honda на шасси McLaren. И если в McLaren Сенне изначально создали режим наивысшего благоприятствования, то в Honda создавать какие-то особенные условия для Проста никому и в голову не пришло. Однако до Сильверстоуна о фаворитизме в пользу бразильца речи не шло. Просто напарники с первых же дней сотрудничества негласно распределили обязанности: француз занимался настройками шасси, бразилец – регулировками мотора. При этом то, что делал Прост, подходило и для Сенны: француз настраивал шасси, исходя из соображений целесообразности, а не своих капризов, поэтому машину, настроенную им, мог пилотировать кто угодно. Но вот в том, что касалось эксплуатации мотора, вкусы Алена разительно отличались от вкусов Айртона: бразилец был агрессивен в пилотаже и требовал, чтобы двигатель реагировал на его команды адекватно агрессивно. И если до Сильверстоуна японцы еще худо-бедно соглашались корректировать регулировки по вкусу Проста, то после Гран При Великобритании все их внимание было отдано Сенне. После того, как Прост на 24-м круге принял решение остановиться, Ален как гонщик перестал для них существовать.
Почему Прост не любил ездить в дождь? Поздним летом 1982 года на залитом дождем полотне Хоккенхайма на колесо именно его Renault налетела Ferrari Дидье Пирони... Та авария могла стоить Пирони жизни, но стоила карьеры – множественные переломы обеих ног заставили Дидье покинуть Большие Призы, так и не выиграв своего чемпионата. У Проста очень хорошая память... Но объяснять мотивы своих поступков людям с иной психологией он никогда не стремился.
Хоккенхайм, Будапешт, Спа – три подряд победы Сенны и три подряд вторых места Проста. Но именно после Спа гонка за титулом между партнерами по McLaren взяла повторный старт. Прост, наконец, всерьез осознал, что – и кому! – он проигрывает. И Сенна мгновенно учуял перемену во французе. Забавы кончились. Чемпионат начался всерьез. В Монце Прост сошел – отказал мотор. Сошел и Сенна – за два круга до финиша, будучи лидером! Он выиграл бы, даже несмотря на то, что вынужден был ехать помедленнее из-за проблем с топливом, но, увидев в зеркалах заднего вида две Ferrari, неосторожно пошел на обгон кругового Шлессера на Williams – и столкнулся с потерявшим управление французом...
Конец сезона подарил Большим Призам знаменитый Эшторил и потрясающую Сузуку. В Португалии Прост приложил максимум усилий и во второй раз в сезоне выиграл у Сенны квалификацию. А в гонке дало себя знать нервное напряжение. Сенна и Прост обменялись довольно опасными атаками. После повторного старта француз, выбирая наилучшую траекторию для входа в первый поворот и одновременно пытаясь помешать бразильцу, отжал того влево, заставив выскочить двумя колесами на белую линию, отделявшую асфальт от травы. Кругом позже бразилец, защищаясь от атаки на главной прямой, резко оттер француза вправо, почти в бетон стены. Два красно-белых болида неслись почти впритирку друг к другу, при этом колеса Проста остались в считанных сантиметрах от стены, с которой как горох сыпались маршалы гонки и механики.
Гармония, существовавшая в отношениях Сенны и Проста, дала трещину. “Между нами были замечательные, профессиональные отношения. Сегодня ты дал мне понять, что все кончено?” – спросил Прост. “Нет, – мгновенно ответил Сенна. – Я хочу, чтобы все оставалось по-прежнему”. Один извинился, другой принял извинения, но по-настоящему конфликт все же улажен не был.
После Эшторила Прост выиграл и вторую подряд гонку, в Хересе. И здесь в дело вступала иная арифметика. Напомню, что вплоть до 1990 года включительно в зачет чемпионата шли 11 лучших результатов из 16. Херес был 12-й результативной гонкой Проста в сезоне, причем ни разу он не опускался ниже 2-го места. А это значит, что начиная с этого момента, в зачет ему могли идти только победы. Очки за вторые места он безнадежно терял. Сенна же провел в Испании 11-ю результативную гонку, и в двух последующих он мог потерять лишь очко за Эшторил и три за Херес. А это означало: если на Сузуке Сенна выигрывает, то становится чемпионом мира за одну гонку до финиша вне зависимости от того, каким приедет Прост.
Более драматической развязки, чем та, что случилась на Сузуке 30 октября 1988 года, представить себе трудно. McLaren стоявшего на поуле Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красно-белого металла и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет немного под уклон, заставил свой “движок” ожить. Со старта он ушел лишь 14-м, но еще до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6-м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м – Альборето, на 10-м – Бергера. На 16-м сошел Капелли на March. Сенна стал вторым! И почти тут же пошел дождь. Небеса явно давали знать, что им небезразличны усилия “человека дождя” Айртона Сенны. В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости ради стоит отметить, что как раз в этот момент у Проста выпала передача. Но ведь это тоже можно отнести к капризу судьбы...
Еще через пять кругов Сенна начал подавать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя остановить гонку – дождь усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы осознать, что главное дело своей жизни – стать чемпионом мира, победив Проста, – он уже сделал.