статья Пола Хоррела в февральском Top Gear
Пол Хоррел
QUOTE
«Формула-1» со всеми её правилами и нормами раздражает до смерти. Нельзя ли, что бы в ней всё было, как в регби, футболе или теннисе?
Наш британский главный редактор Майкл Харви как-то заявил: «Нельзя любить автомобили и не интересоваться гонками». Но добавил: «Ко мне это не относится». Я подумал, что мне надо объяснить, почему. Но всё не смог собраться.
И если сразу не кидаться объяснять, почему я равнодушен к «Формуле», наверняка случится что-нибудь, после чего это будет уже не нужно. Гран-при Бельгии! Не сама гонка – её я как обычно не смотрел. Хотя говорили, что она была очень увлекательной. Нет, нужда в объяснениях отпала после абсурдных выкрутасов вокруг правил, случившихся после.
Неужели это спорт? В том, что весь мир называет спортом, есть рефери или арбитр, который смотрит за всем и мгновенно вершит правосудие. Ели он не прав… что же, жизнь не простая штука. Зато победитель известен одновременно с финальным свистком.
А «Формулой» правят адвокаты. Рассуждают они долго и нудно. Они подают занудство как особую тщательность, но, думается, это просто способ поднять себе зарплату. Как бы там ни было, однозначных результатов нет – гонки F1 судятся ещё долго, после того как стихает грохот на трассе, пустеют трибуны и опорожняется последний биотуалет. Это убивает весь азарт.
Оказавшись среди фанатов F1, всегда удивляюсь, сколько времени они проводят за обсуждением правил и «обстановки в спорте». Вспомните последние годы – ни одного обгона! Наверное потому, что на болидах столько крыльев, что обгоняющие ничего не видели в пыли. Но крылья нужны – ведь это передвижные билборды корпоративных напитков F1. Поэтому после бесконечных дебатов среди болельщиков изменили правила – добавили дополнительные пит-стопы. И снова ни одного обгона, не считая обгонов на пит-стопах. Хм-м. Не помню, чтобы, когда Надаль отлучался в туалет в финале Уимблдона, Федерер подавал – без оппонента…
Разве в футболе или теннисе идут такие бесконечные тёрки насчёт правил? Нет, фанаты там обсуждают игру, способности игроков и стратегии тренеров. А в F1 говорят об абсурдных решениях адвокатов FIA. Например, когда за шпионаж McLaren назначили штраф, а Renault - волшебным образом нет. А ещё эти придирки к Льюису в Спа…
Будь у меня охота анализировать всё это, я бы, наверное, решил: слишком мало людей там за всё отвечают и к тому же уже слишком долго. Любой решит, что всё там куплено. И двое, трое там действительно купили всё! Есть ли ещё спорт, который держат такой мёртвой хваткой и так безжалостно душат разногласия? По работе я общаюсь с журналистами «Формулы». Угостите такого в баре и услышите рассказы, от которых уши заворачиваются! Но ни одна из этих интереснейших историй реально не попадёт в печать – власти F1 будут недовольны, и их пропуск на пит-лейн испариться. А вместе с ним и карьера. В каком ещё спорте так оскорбляют своих фанатов, держа их в неведении?
Как заметил редактор Майки, меня увлекают гоночные машины, пилоты, инженеры и стратеги. Как не увлечься? Пилоты – даже те, которые приезжают в хвосте, - герои, способные водить автомобиль так, как вам и не снилось. Болиды то же возбуждают до судорог! Тем более, что хвалёная «передача технологий» от гоночных машин дорожным – большей частью пустая рекламная болтовня: они слишком нездешние, что бы передать вашей машине хоть что-то. Кстати, поэтому многие скучные, но необходимые технологии более продвинуты в дешёвых малолитражках, чем в «Формуле-1».
Нет, я страшно увлечён этими ключевыми элементами «Формулы». Отвращают меня только сами гонки. Потому что это не гонки. Это даже не спорт.
Про-МакЛареновский местами текст!