Ухожу из БМВ. Чтобы… поехать в Москву!
Интервью Герхарда Бергера «Спорт Экспресс»
ДОСЬЕ. Герхард БЕРГЕР родился 27 августа 1959 года в городке Фергль (Тироль). Имеет резиденции в Вене, Фергле и Монте-Карло. Жена - Ана Мария Ларанхейро Корво, португальская экс-модель, три дочери (одна - от первого брака).
В "Формуле-1" дебютировал в 1984 году за рулем ATS BMW (4 гонки). Карьеру завершил в 1997 году в "Бенеттоне". За это время выступал в "Эрроузе" (1985, 16 гонок), "Бенеттоне" (1986, 1996 - 1997, 46 гонок, 2 победы, 1 поул), "Феррари" (1987 - 1989, 1993 - 1995, 96 гонок, 5 побед, 7 поулов), "Макларене" (1990 - 1992, 48 гонок, З победы, 4 поула). Всего за карьеру провел 210 "Гран-при" (2-й показатель за всю историю), одержал 10 побед, 12 раз стартовал с поула, набрал 385 очков, дважды, в 1988 и 1994 годах, заканчивал чемпионат мира на 3-м месте.
Карьеру пилота завершил в 1997 году на "Гран-при Европы" в Хересе. Тогда же генеральный промоутер "Больших призов" Берни Экклстоун заявил, что в случае, если для Бергера не найдется какой-либо работы в "Формуле-1", он лично готов создать под него любой проект. В октябре 1998 года фирма БМВ, принявшая решение вернуться в гонки, предложила Бергеру пост спортивного директора. В течение пяти лет австриец является одной из ключевых фигур формулического проекта баварского концерна.
Борис ТОСУНЯН из Вены
Согласие на интервью для "СЭ" знаменитый австрийский гонщик дал еще за неделю до "Гран-при Малайзии". Но вчера утром, дозвонившись до Бергера, я понял, что куда интереснее будет начать наш разговор не с событий минувшего гоночного уик-энда, а с последних новостей из жизни моего собеседника.
Q: Не так давно вы объявили о том, что осенью, по окончании срока действия нынешнего контракта, покидаете структуры БМВ и "Формулы-1" соответственно. Реальны ли слухи о том, что тем не менее в "Большие призы" вы вернетесь уже в ближайшем будущем - но уже в качестве сотрудника "Фольксвагена"?
A: Это, как вы правильно заметили, всего лишь слухи. Да, у меня хорошие отношения с нынешним главой "Фольксвагена" (с ним мы прежде работали как раз в БМВ), однако это еще не повод говорить о переходе к конкурентам. Моя единственная цель - немного отдохнуть. Это вовсе не значит, что я навсегда покидаю "Формулу", но пока хочу сделать перерыв, проводить больше времени в семье, заняться, наконец, спортом, чего был лишен. Кроме того, намерен посетить Москву, где пока не был, но где у меня масса знакомых, которые зовут в гости. Пока же тружусь на своем посту в БМВ, правда, делаю не каждодневную работу, а занимаюсь стратегическими вопросами.
Q: Но, видимо, есть и другие причины вашей скорой отставки…
A: Да, не все так просто. С БМВ я добился очень многого, даже больше того, о чем мог мечтать. Но за последнее время в моей личной жизни произошло много такого, что выбило из колеи. А поскольку заканчивается контракт, то я подумал, что это как раз удобное время, чтобы собраться с мыслями.
Q: Что же, если не секрет, произошло?
A: После того как в авиакатастрофе погиб отец, мне в наследство досталась его транспортная фирма, а с ней масса нерешенных проблем. Потом тяжело заболела и умерла мать… Ей было всего 63 года. А теперь еще не стало и моего самого близкого друга. Когда я вижу, что из жизни уходят мои ровесники, мне, признаюсь, становится не по себе. Да, я люблю "Формулу-1", но все же не настолько, чтобы все 24 часа отдавать ей свои силы.
Q: Ваш соотечественник Ники Лауда говорит, что после ухода из "Ягуара" (до увольнения Лауда был шефом этой команды. - Прим. Б.Т.) у него в душе возникла пустота. Не боитесь, что с вами произойдет то же самое?
A: Ники не такой, как я. Он действительно не знает, куда девать свободное время, а у меня уже есть масса планов.
Q: Вы, как уверяет тот же Лауда, очень богатый человек, умеющий в отличие от него делать деньги. Почему бы вам не сложить ваши капиталы и на пару не купить команду "Формулы-1"?
A: Идея мне нравится, я бы очень хотел этого, только вот пока для покупки собственной команды нет необходимых условий. Но даже если они появятся, то партнеры мне будут не нужны. Предпочитаю работать один.
Q: Тот же Лауда сетовал, что, по контракту с "Ягуаром", в течение года не может критиковать эту команду. В противном случае, уверял он, последуют штрафные санкции. Вам такое условие со стороны руководства БМВ поставлено не было?
A: Как я могу плохо говорить о БМВ, если проработал на баварский автогигант пять лет?! Это все равно, что критиковать самого себя. С другой стороны, если бы и захотел, то не смог найти и одного негативного момента в нашем сотрудничестве.
Q: В вашем доме хранятся трофеи, напоминающие о былых успехах?
A: Когда я был молод и беспечен, то разбазарил все свои награды. Однажды моя жена, убирая квартиру, даже выразила недоумение: "Такое впечатление, что ты не выиграл ни одной гонки!" Когда выступал за "Феррари" и одержал победу в Монце, и вовсе забыл свой кубок на столе в одной из комнат, а когда опомнился, его там уже не было. Теперь занят тем, что выкупаю свои трофеи у тех людей, которые растащили их на сувениры.
Q: Ваша карьера в "Ф-1" была одной из наиболее продолжительных, и как гонщик вы застали и "механическую" эру, когда пилот управлял машиной, и "электронную", когда машина, по сути, управлялась компьютером. В какое время вам самому было интереснее гоняться? Насколько сильно проигрывают пилоты - и проигрывают ли вообще - от внедрения электроники?
A: Если бы мне предложили на выбор - вернуться на 20 лет назад и пилотировать болиды старого образца или же гонять на современных машинах, то я бы выбрал первое. Тогда было значительно интереснее. Именно в начале моей карьеры были настоящие соревнования, а не сейчас. Сегодня электроника выполняет за пилота большой объем работы, а мне бы хотелось, чтобы на трассе выявляли не самого умелого конструктора, а того, кто лучше всех водит машину. Но мне почему-то кажется, что старые добрые времена еще вернутся. И многое для этого уже делается - еще недостаточно, но направление выбрано правильно. Если же удастся улучшить аэродинамические качества болидов, то мы сможем вернуть в "Формулу-1" и старые добрые обгоны.
Q: Насколько серьезно стоит принимать во внимание малайзийский всплеск "Рено"?
A: "Рено" - хорошая команда, но ей не хватает мощности мотора. Ведь той же "Феррари" французский мотор уступает без малого 100 л/с. Стоит французам устранить эти недостатки - и дело пойдет.
Q: Лауда после гонки в Малайзии заявил, что из молодого поколения его фаворитом является испанец Фернандо Алонсо. А у вас есть свои любимчики?
A: Первым номером в моем списке идет Хуан Пабло Монтойя, потом Алонсо, а за ним Кими Райкконен.
Q: Вы как бывший и весьма успешный пилот "Формулы-1" даете советы молодым гонщикам своей команды?
A Только тогда, когда они об этом просят. Я же не нянька, у меня абсолютно другие задачи.
Q: Ральф Шумахер говорит, что хочет стать чемпионом мира еще при "жизни" брата, то есть пока Михаэль выступает. Шансы у вашего подопечного есть?
A: Все может быть… Но в нынешнем сезоне Ральф вряд ли этого добьется - по той простой причине, что "Уильямсы" еще далеки от совершенства. У нас сильный мотор, но аэродинамические качества болида за зиму так и не удалось усовершенствовать, что наглядно продемонстрировала воскресная гонка. Так что сильнейшим на сегодняшний день все еще является Михаэль Шумахер. Да, он допустил некоторые ошибки, но это, я считаю, случайность, а не закономерность. Короче говоря, продолжаю ставить на Михаэля. Во время "Гран-при Бразилии" он и его команда, скорее всего, вернут утраченные позиции.
Q: В таком случае, предлагаю продолжить наш разговор после Сан-Паулу, а завершить его в мае, на "Большом призе Австрии", когда, видимо, уже окончательно прояснится: правы вы или нет в отношении знаменитого семейства.
[
Владимир Нифантьев. Источник -
Спорт-Экспресс ]