Прощай, «Летающий Финн»!
В этом сезоне завершилась карьера невероятно талантливого финского пилота, двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена… Занавес опустился…
В конце прошлого сезона Мика сказал, что команда McLaren подписала на 2002 год контракт с другим финским гонщиком, молодым и многообещающим Кими Райкконеном, который с тех пор считается, своего рода, протеже Мики. Он думал, что вернется в команду в 2003 году, по окончании так необходимого ему творческого отпуска. А должностные лица McLaren, в особенности Руководитель команды Рон Деннис, особенно близкий к Мике, ясно давал понять, что всегда примет Мику назад, если тот решит вернуться.
На Гран При Германии было объявлено, что в 2003 году за команду по-прежнему будут выступать Кими и Дэвид, а Мика больше не вернется в гонки. На самом деле, эта печальная новость мало для кого стала сюрпризом. В сезоне’2001 Хаккинен был явно утомлен, он словно потерял себя. Тогда он сказал Рону, что задумался, не уйти ли ему в конце сезона из Формулы-1. На днях Деннис сказал, что в тот тяжелый момент он помог Мике расслабиться и сделал все, чтобы тот смог насладиться последними Гран При в его карьере.
«На Гран При Монако’2001 я сообщил Рону, что хотел бы завершить карьеру. Но Рон захотел удостовериться в том, что я принял правильное решение, поэтому дал мне возможность взять творческий отпуск,» – объяснил Мика. «Как только я поговорил с Роном, у меня будто груз упал с плеч: я действительно стал просто наслаждаться оставшейся частью сезона и потому был в состоянии победить в Сильверстоуне и Индианаполисе».
Хаккинен посетил Грани При Монако’2002 – он выглядел очень бодро, был веселым и улыбчивым. Рядом с ним была жена Эрья и белокурый маленький сын Хьюго. Именно тогда он сказал Рону, что не хочет возвращаться в спорт.
«Я не был уверен в своих чувствах, но, посетив паддок, я окончательно осознал, что принял правильное решение, потому и сказал Рону, что я собираюсь уволиться. Моя карьера в Формуле-1 была длительной, и я многого достиг, но я не думал, что она того стоит, чтобы все это продолжать».
«Я хотел проводить время с семьей, видеть как растет мой сын. За время своей карьеры я встретил много замечательный людей и многих из них я обязательно поблагодарю лично. А сейчас я хочу каждому сказать: «Большое сердечное спасибо». Я благодарен всем за поддержку и дружбу, которые я получил за все эти годы в Формуле-1».
И если почти ни для кого в братстве Формулы-1 новость, что Мика больше не вернется, не была сюрпризом, то для его жены, Эрьи, сообщение о невозвращении Мики в Формулу стало большим облегчением. Ведь раньше особенностью всех теле трансляций всегда было взволнованное лицо Эрьи, следящей за борьбой мужа.
Хаккинен закончил свою карьеру интересной статистикой. Число его стартов в Гран При,161, равно числу стартов великого Аэртона Сенны, кого Мика оставил позади на знаменитой квалификации в своей первой гонке за McLaren в 1993 году. В те времена началась его выдающаяся карьера.
После того, как за два года в Команде Lotus в 1991 и 1992 годах Хаккинен выразительно выиграл 13 очков, молодой пилот перешел в McLaren на роль тест-пилота. Самое интересное, что Мика предполагал занять место Сенны после того, как бразилец оставит команду из-за финансовых разногласий, но после сложных переговоров Сенны с руководством команды было принято решение, что бразилец останется. Хаккинен дебютировал в Макларен на ГП Португалии после того, как команда разорвала контракт с американцем Майклом Андретти, который боролся против импозантного Сенны и общего давления Ф1.
Последствия триумфа Мики над Сенной в квалификации были многообещающими. Но в самой гонке он, к сожалению, не смог вписаться в поворот и врезался в барьер. Мика показал, чего он реально стоит, в предпоследней гонке сезона, в Японии, заняв третье место позади Алена Проста и победителя Сенны.
Неудивительно, что Хаккинен продолжил выступать за команду в 1994 году. Новым поставщиком двигателей стал Пежо, а Сенна после отставки Просто покинул Макларен и перешел в Вилльямс. Партнером Хаккинена стал опытный англичанин, Мартин Брундл. Год с MP4/9-PEUGEOT, как и предполагалось, стал для команды очень важным, но вот двигатель был ненадежен, и это лишило команду шанса на победу. Однако, для Хаккинена это был превосходный сезон, заканчивавшийся на подиуме шесть раз и принесший ему четвертое место в Чемпионате. Через год после трагедии, где Сенна и австриец Роланд Ратценберг разбились в Имоле, а Карл Вендлингер, выступавший за команду Заубер, почти расстался с жизнью в Монако, Хаккинен временами был тоже несколько чудаковатым. Он был оштрафован за небрежное вождение в Сильверстоуне и Хоккенхайме, за что поплатился запретом на участие в одной из гонок.
Третьим инженерным нововведением за три года стало появление нового двигателя, связанное с тем, что техническим поставщиком команды стал Мерседес. И Найджел Мэнселл назвал 1995 год временем «5М»: Мальборо-Макларен-Мерседес-Мобил-Мэнселл-Мика. Однако, сей технический «прогресс» в скором времени превратился в настоящее бедствие для команды из-за болида McLaren MP4/10, что, в конечном счете, вынудило Мэнселла уйти в бесславную отставку после Гран При Испании. Автомобиль был доработан, а Мэнселл заменен надежным пилотом Марком Блунделлом, который и присоединился к Мике. Хаккинен шел к окончанию сезона с 17 очками и имел твердое седьмое место, но незадолго до окончания сезона, на ГП Австралии, с ним произошел страшнейший несчастный случай, едва не лишивший его жизни. После разрыва задней шины, он в изгибе Brewery Bend на скорости 220 км/час влетел в заграждение из покрышек. Его голова ударилась об руль, а легкие из-за неудобного и опасного положения пилота в болиде стали быстро наполняться кровью. Жизнь Мике спасли врачи Royal Adelaide Hospital, успевшие вовремя сделать ему трахеотомию, несмотря на то, что в этот день в госпитале находилось много людей в более тяжелом состоянии.
Мику прекрасно вылечили в Аделаиде, и, полностью восстановившись после болезни, он вернулся в команду в 1996 году, когда Макларен подписал контракт с шотландцем Дэвидом Култхардом, ставшим новым партнером Мики. Хаккинен на хорошей машине, превосходящей модель образца 1995 года, блестяще завершил сезон на пятой позиции, без сомнения доказав, что пилоты Ф1 – очень сильные личности.
Годом позже Макларен продемонстрировал всему миру роскошный болид серебристого цвета. Сезон начался восхитительно: Дэвид Култхард одержал победу в Мельбурне и позже - в Монце, Мика Хаккинен впервые стартовал с полу-позишн на Нюрбургринге и позже завоевал победу на европейском Гран При. Это был хороший год для команды, но не очень удачный для Хаккинена, закончившего сезон на шестой позиции с 24-мя очками.
Но в 1998 году Мика Хаккинен поднялся на самую вершину пьедестала! На превосходном болиде он затмил Михаэля Шумахера, финишировав в сезоне со 100-а очками, восьмью победами, девяти поул-позишнами и 11-ю подиумами. Он подтвердил свой чемпионский титул и в следующем, 1999 году! Пускай это было и не столь убедительно, учитывая, что основной соперник финна, Михаэль Шумахер, в середине сезона сломал ногу и пропустил шесть этапов соревнований. Но в отсутствие Шумахера Мика также отчаянно боролся с Эдди Ирвайном, партнером Шумахера по команде, из-за которого потерял машину в первой шикане на автодроме в Монце. В результате сезон’1999 закончился прекрасно, и на последнем ГП сезона, проходившем в Японии, Мика оставил позади оба болида Феррари, несмотря ни их техническое превосходство.
Не удивительно, что Шумахер не хотел прощать Мике победу в сезоне’1999, поэтому стал свирепо конкурировать с Микой и одержал-таки победу в сезоне’2000. Хаккинен начинал сезон бледно, не продемонстрировав ни одной настоящей борьбы. В связи с этим вокруг стали поговаривать об отсутствии у него желания на участие в гонках. Однако к середине сезона ситуация изменилась, и Мика выиграл ГП Австрии, а затем одержал убедительные победы в Венгрии и Бельгии, продемонстрировав прекрасный обгон Шумахера в Les Combes на трассе Спа-Франкоршамп.
2001 год был действительно неудачным для Хаккинена. Постоянно мечтая об отставке и все меньше думая о гонке, он стал сильно уступать партнеру по команде Дэвиду Култхарду, и его победы в Сильверстоуне и Индианаполисе, будучи бескомпромиссными, уже совершенно не походили на блестящие победы прежних лет.
Мир «Формулы-1» навсегда запомнит Мику Хаккинена, его удивительный талант, его скорость и его неподражаемо дружелюбный характер, даже если на самом деле он и не очень дружелюбный, о чем никто никогда не узнает.
Чем Мика займется в будущем, пока неизвестно. Сейчас он наслаждается общением с семьей и, по всей видимости, планирует стать «рекламным лицом» партнеров команды Макларен: часовой компании ТАГюр, автомобильного концерна Мерседес-Бенц и компании-производителя модной одежды Хьюго Босс.
Возможно, в один прекрасный день он возьмет да и вернется в мир Ф1, хоть и его возвращение подобно Найджеллу Мэнселлу в 1995 году маловероятно. Ведь подобный шаг может лишить блеска созданный им неповторимый имидж и бросить тень на результат, которого он так красиво достиг в конце девяностых.
Фото из жизни Мики
Наши слова
Sergo
Да классный был пилот, таких уже не делают.
Fabrizio
Как ни жаль это писать, но:
Счастливо самому горячему из финов!
Счастливо пилоту не уступавшему по скорости Сенне!
Счастливо одному из самых честных и скромных чемпионов мира!
Счачтливо тебе матерый человечище!
Жутко жаль, что он все таки ушел. Еще одной краской в радуге Ф-1 меньше.
Дай бог ему всего, чего хочется!
Condor
Достойный пилот достоен хороших провод. Удачи Мике в его дальнейшей жизни…, для великих главное вовремя уйти(что и делают настоящие великие)
СтинГ
Мика для меня самый лучший пилот, таким он для меня и останется! Я очень надеялясь что он вернётся, ведь небольшая надежда всё же была, как-то это всё печально…….
Лиловый Мася
Мике я просто хочу пожелать счастья. Счастье - это очень емкое понятие, и каждый, в том числе, Мика вкладывает в его значение что-то свое, собственное, близкое сердцу. А я в свою очередь очень надеюсь, что Мика не пропадет с экранов ТВ, т.к. очень хочется его видеть. И я также надеюсь, что новостями о нем еще десятки лет будут пестрить все формульные издания. Просто хочется ВСЕГДА знать, что всё у него просто замечательно! Он, как никто другой, заслуживает самых добрых слов и самой доброй памяти!
Dronson
Мика всегда обаятельно улыбался и с СИЛЬНЫМ ФИНСКИМ акцентом и некторым стеснением говорил - что это просто для него удовольствие бустро ездить, или пилотирвать или летать кому как нравиться
BruceM
Вспомнилось о поведении на подиуме. Хе-хе. Году в 99-ом, стоят наши на подиуме. А третий, по-моему, Барик, к собственному удивлению тоже на подиум приехал. Стоит от радости хихикает. Звучит гимн Финляндии. Барик стоит хихикает. В кепке. Ему Мика, так вежливо-вежливо по голове постучал, дескать тут на подиуме гимны в шапках слушать не принято. Тот головой закивал, ага-ага, сориньки, забыл от радости. Кепку снял, и дальше так стоял радовался. А ведь Мика мог и бутылкой Moet-а по башке треснуть.
Black Imola
T.H.Aho & M.Sundqvist - Mika Hakkinen
Speeding around that endless ring
twenty odd cars go piping hot
The drivers are chasing but one thing
Each one giving his very best shot
Two hundred k an hour they fly
Tyres glued to the flaming track
It's a tooth for a tooth, an eye for an eye
If you get the lead, then you don't look back
Here he comes! Mika Mika Hakkinen!
This is the day of white and blue!
Donnerwetter Schumacher!
You have got us all wrong! We don't mean you
Who is the lawn mowing fella?
Could be mister Fisichella!
Or then he must be Damon Hill
Oh no! He's the one who's standing still
Mika goes to the pit to get more gas
He's got it now. We know he has
Out of the bend and down with the pedal!
He's gonna win the golden medal!
Alice
Я пожалуй, прощальных речей говорить не буду, а то действительно какие-то поминки получаются… Хотя ко всем пожеланиям я все-таки присоединяюсь!!!
15.11.2002 Злобин – часть спонсорского соглашения между Минарди и Газпромом?
[
Svetlana Leontieva & Rust Sadykov. Источник -
- ]