29-10-2008Джон Сертис - о делах давно минувших дней и о днях сегодняшних
Уроки истории
Льюис Хэмилтон теперь должен быть очень внимателен. Он входит в Гран-при Бразилии, имея преимущество в семь очков, и вполне может вместо триумфа получить жестокое разочарование. Такой опыт у Льюиса уже имеется (достаточно вспомнить Гран-при Бразилии 2007 года).
В гонке может произойти все, что угодно, и даже одна маленькая вещь повернет события так, как не ожидает никто. Например, маленькая ошибка в нажатии кнопки на руле (опять же вспомним 2007 год). Или может сложиться еще более драматичная ситуация. В этом плане история триумфа Джона Сертиса, произошедшая в 1964 году, является очень показательной.
В тот далекий год Сертис стартовал на заключительном этапе Чемпионата, Гран-при Мексики, имея пять очков преимущества над Грэмом Хиллом. Что произошло потом, стало настоящей гримасой судьбы.
Главного соперника Сертиса, Грэма Хилла, выбил из гонки партнер Джона по команде, Лоренцо Бандини. После этого единственным претендентом на корону стал Джим Кларк. Но за семь кругов до финиша двигатель его Лотоса стал терять масло, вынудив Кларка сбросить скорость. После этого Бандини просто пропустил вперед Сертиса, что позволило Джону стать чемпионом мира с преимуществом всего в один балл (вам эта история ничего не напоминает?).
Если что-нибудь подобное произойдет на трассе Интерлагос в предстоящее воскресенье, мы в полной мере сможем насладиться хором приверженцев «теории всемирного заговора». В 1964 году же Луис Т. Стенли, руководитель команды BRM, за которую выступал Хилл, сказал: «Бандини плакал. Мы просто обменялись рукопожатием, и вопрос был закрыт».
Сам Сертис, единственный гонщик за всю историю авто- и мотоспорта, завоевавший чемпионские титулы и на двух, и на четырех колесах, имеет свою точку зрения на то, что произошло в Мехико-Сити в 1964 году. «Я был невероятно удивлен тем, что сделал Грэм, - сказал Сертис. – На входе в шпильку он почему-то решил, что лучшей будет внешняя траектория. Но при этом он оставил «дверь открытой», и Лоренцо не оставалось ничего другого, как сказать ему: «Спасибо». Естественно, он вошел в поворот по внутренней траектории и получил преимущество. А тут «на хвосте» у Грэма повис я, и он на секунду забыл о Лоренцо. С моей точки зрения, все было нормально. Мы люди, а не машины, и нам свойственно допускать ошибки».
С тех пор утекло немало воды, но вероятность того, что судьба титула может быть решена одной маленькой утечкой масла, все равно остается. И это именно то, что делает финал Чемпионата этого года настолько напряженным и нервным. Джон Сертис, которому сейчас 74 года, занят множеством других дел, но он имеет полное право оценить Льюиса Хэмилтона, как основного претендента на титул в 2008 году.
«Сейчас Льюис находится очень близко к исполнению своей мечты, - сказал Сертис. – Определенно, у него есть кое-что от выскочки, который, не успев появиться в Формуле-1, тут же «вытряхнул» из команды своего напарника, двукратного чемпиона мира [Фернандо Алонсо]. Вместе с тем он хорошенько встряхнул и всю систему. Нет сомнений в том, что со времен картинга он все время выступал за рулем лучших машин. Однако в Ф-1 к моменту его прихода было слишком много пилотов, очень уютно устроившихся на своих местах, и не желающих ничего менять. Им-то и требовалась хорошая встряска».
Джон Сертис – один из немногих пилотов, кто на собственном опыте знает, что это такое – начинать заключительный Гран-при с маячащим перед тобой титулом и наступающими на пятки соперниками. «Эта гонка не будет легкой прогулкой для Льюиса, - предупреждает Джон. – Масса собирается быть быстрым, но и у Льюиса есть множество путей для того, чтобы остановить его. Ему нужно избежать неприятностей в момент старта и одновременно не ввязываться в битву с Массой. Сейчас он должен забыть о Чемпионате и думать только об этой гонке. И он не должен поддаваться эмоциям. Это самое плохое, что он может сделать в этой ситуации. В 1964 году мы выиграли титул так, как будто у нас одна рука была привязана за спиной».
Несомненно, Льюис Хэмилтон сейчас чувствует примерно то же самое. В любом случае, до освобождения от давления ему остается проехать всего 305 километров.
[
Андрей Демин : The Times ]