27-03-2006Неуверенный старт сезона - 2006 не пугает Рона Денниса
Большая история о Роне и его карьере
Даже если не брать во внимание огромное состояние, которое Рон Деннис заработал самостоятельно, он по праву может считаться счастливым человеком. Ведь он стоит у руля, возможно, самой стильной и глянцевой команды в Формуле-1. Один из двух быстрейших гонщиков пелотона выступает в его команде, второй - действующий чемпион мира - присоединится к ней в следующем сезоне. К тому же Деннис смог перехватить у Феррари прибыльного титульного спонсора, компанию Водафон. В довершении ко всему, вполне вероятно, что самая быстрая машина как раз находится у команды Макларен.
Уже сейчас можно провести параллели между только что начавшимся сезоном и прошлым, когда Макларен, а в особенности Кими Райкконен, с неприятным постоянством становился жертвой ненадежности болида. Такая хроническая неудача в сезоне-2005 помогла главным соперникам, Рено и Фернандо Алонсо, вырвать победу в обоих чемпионатах - личном зачете и кубке конструкторов. Бывший пилот Рона Дэвид Култхард недавно рассуждал о том, что команда часто «за деревьями не видит леса», хотя сам Деннис ничем не показал во время ГП Малайзии своей паники.
Несмотря на великолепную машину, для Денниса первоочередной задачей является восстановление статуса своей команды как главного претендента на победу. Подписание Алонсо и Водафон на 2007 год является хорошим подспорьем для достижения этой цели. Но Рон вообще далек от признания начала сезона провальным. «Я не люблю быть оптимистом, потому что знаю, в каком жестком виде спорта нахожусь, - рассуждает Деннис, сидя в прохладном моторхоуме Макларен в знойном Сепанге. - Но мы знаем, что некоторые новинки будут испробованы на нашей машине уже в Австралии (следующий этап) и что кое-что запланировано для Нюрбургринга (начало мая). И так будет продолжаться на протяжении всего сезона».
И пока Кими Райкконен не решил, оставаться ли ему в Макларен или, что более вероятно, переходить в Феррари, было бы не лишним повысить надежность болида. «Кими, выбитый на первом круге (Ред Буллом Кристиана Клиена), не смог показать всей нашей сегодняшней конкурентоспособности», - заявил Деннис после гонки в Малайзии. Сломанной задней подвески на машине финна и возможного поражения недостаточно, чтобы навредить его уверенности. «У нас у всех есть выбор, как прожить каждый из отведенных нам дней. Кими сказал нам, что для принятия решения ему необходимо время, и только после нескольких гонок он поймет, оставаться ему или уходить. Мы с радостью дадим ему столько времени, сколько потребуется»
Деннис руководит Макларен уже больше четверти века, после того как американский адвокат Тедди Майер, который вместе с Брюсом Маклареном в 1964 году и основал компанию, передал болезненную команду в руки британцу. Сегодня Деннис - один из грандов спорта. Его состояние оценивается в более чем 80 миллионов фунтов стерлингов, он путешествует по всему миру на 15-миллионном реактивном самолете Challenger 604. Те, кто встречаются с Деннисом впервые, знают, что он крайне холоден и сдержан. Я впервые встретил его в паддоке Хоккенхайма в 1971 году, когда он вместе с механиком Нилом Трандлом представлял в Формуле-2 свою команду Rondel Racing. Рон был одним из многих, но уже тогда его отличало стремление фокусироваться на деталях. Тогда, когда международный автоспорт все еще считался делом безбашенных, полных энтузиазма дилетантов. Его манера поведения во многом обязана скромности и нежеланию показывать свои чувства. Личная жизнь Рона, его жены - американки Лизы - и их троих детей далека от света прожекторов. Для человека, которого все считают крайне самолюбивым, он ведет себя по-другому: не ищет внимания и не делится чувствами с посторонними. Хотя непомерные затраты и потрясающий вид штаба Макларен все-таки говорят об обратном.
Это грандиозное строительство оставило команду с долгами, превышающими 100 миллионов фунтов стерлингов. Соперники саркастически отмечали, что Рон не может выиграть Чемпионат, зато опередил всех со штаб-квартирой. Такой критикой Денниса не вывести из равновесия. .«Я действительно хочу, чтобы каждый прочувствовал ответственность быть частью системы. Дух команды весьма важен для нас. Я верю, что если создать работникам благоприятные условия, они им проникнутся. Ко всесму прочему, мы - компания, заботящаяся о своих сотрудниках. Поэтому мы стараемся, чтобы все были в курсе текущих дел - куда направлена деятельность компании, что мы собираемся делать и т.д. Это выходит за рамки Формулы-1. Может кто-то и не принимает мою точку зрения, но тот, кто ограничивает себя только Формулой-1, в конце концов, проиграет в коммерческом плане. Я также думаю, что важно понять: Макларен был до нас и останется после того, как мы уйдем. Мы в компании лишь временно, пишем свою собственную страничку ее истории, но я бы предпочел считать, что оставлю компанию в лучшем состоянии, чем принимал».
Те, кто занимается тем же бизнесом, что и Деннис, называют его грозным соперником, совмещающим в себе ужасающую способность подавлять других и полное отсутствие снисхождения к оппонентам. Его легендарное стремление к совершенству подкрепляется неутомимыми стараниями обеспечить Макларен хорошим финансированием. Его долгосрочные отношения с франко-ливанским бизнесменом Мансуром Ойехом, чей семейный бизнес TAG является одним из ключевых акционеров Макларен вот уже больше двадцати лет, подтверждают это. В 2000 году TAG продал 40% акций DaimlerChrysler, владельцу Mercedes-Benz, который является поставщиком моторов для Макларен, за 180 миллионов фунтов стерлингов, что, похоже, дает шанс 58-летнему Денису уйти на покой не в одиночестве. Он определенно намеревается еще сыграть свою роль в затянувшихся переговорах с Берни Экклстоуном и основными участниками CVC, которые выкупили контрольный пакет акций в компаниях Экклстоуна, о будущем Формулы-1 после истечения Договора согласия в конце следующего года.
Экклстоун и CVC, похоже, изменят долю команд в распределении 450 миллионов фунтов стерлингов ежегодного дохода от коммерческих прав показа Формулы-1 с 23% до 60%, начиная с 2008 года. ФИА, в свою очередь, ждет подписи команд об их участии в Чемпионате-2008 с 31 марта по 3 апреля. Войдет ли в их число Макларен, которая является лидером GPMA (ассоциация автопроизводителей) в их борьбе за увеличение коммерческих отчислений командам? У Денниса что-то вроде натянутых отношений с Президентом ФИА Максом Мосли. «Пока что данный вопрос не обсуждается. Мы до сих пор связаны с ФИА и не хотим, чтобы нас водили за нос. Наша цель - прийти хоть к какому-нибудь компромиссу с CVC. Я думаю, каждый стремится прийти к такому решению, которое было бы выгодно всем сторонам, участвующим в Чемпионате. Но это случится не раньше 2008 года».
Автоспорт развивался бешенными темпами последнюю четверть века. В наши дни даже конструкторы получают чеки с восьмизначными числами и перемещаются по миру на личных самолетах. Когда Деннис начинал свою карьеру, это было похоже на блуждание вокруг здания без окон и с двумя дверьми. В этот спорт было только два пути - стать гонщиком (что означало иметь личные цели) или механиком. Летом 1966 года Деннис работал в своем первом Гран-при с Cooper-Maserati Йохена Риндта. Ему было девятнадцать. В те времена большинство заводов по производству автомобилей были унылыми и неприветливыми, но уже тогда Деннис старался выглядеть настолько опрятным и аккуратным, насколько это было возможным.
Как и Сэр Клайв Вудворд, который коренным образом изменил английское регби, Деннис пытается использовать даже самое мельчайшее преимущество, неважно, насколько оно мало. Подход, который помог ему выиграть 7 командных кубков и 9 личных. И в свете нынешнего сезона непозволительно думать, что этот счет не увеличится. «Макларен существует для того, чтобы побеждать в каждой гонке, в которой мы участвуем. Беспокоиться о том, что делают соперники - бессмысленное занятие. Если вы побеждаете в каждой гонке или во всех, где только возможно победить, тогда победа в чемпионате будет в ваших руках. Я не тот человек, кто смотрит назад на то, что уже сделано. Макларен смотрит только вперед, с целью выиграть следующую гонку».
[
Маргарита Граськина : The Guardian (written by Alan Henry) ]