12-01-2005Удивительная история карьеры финского пилота
Кими Райкконен: через тернии к звездам
Кими Райкконену прочили великую славу, начиная с момента его пришествия в Формулу-1 в 2001 году. После года в Заубере он заменил своего соотечественника Мику Хаккинена в Макларен-Мерседес. В 2003 году финн показал всему миру свой потенциал, сражаясь до последнего с Михаэлем Шумахером за титул чемпиона мира.
Восхождение Кими к вершинам автоспорта может вдохновить любого. Судите сами: он не происходит из богатой семьи, и ему никто не оказывал поддержку в начале карьеры. Он прогрессировал лишь благодаря таланту, и, оказавшись в нужном месте в нужный час, своими результаты формировал себе будущее.
Несмотря на завоеванную славу, Кими остался таким же, как был. Он по-прежнему близок с семьей и общается с друзьями, с которыми был знаком еще до того, как стал звездой. Живя в Швейцарии, он при первой возможности ездит в Финляндию, где, недалеко от места, где он вырос, у него есть дом.
Любовь к скорости – семейная черта Райкконенов. Немудрено, что уже в 4 года финн сел на мотоцикл.
“Мой брат начал участвовать в мотокроссах, когда ему было года три с половиной, то есть когда он еще не умел ездить на велосипеде, - рассказывает Кими. - Ему приделали такие стабилизаторы, чтобы он не падал. А когда мне было около пяти, то и я присоединился к нему. Брату купили мотоцикл побольше, и мы нарезали круги вокруг дома вместе. Отец был механиком - он работал на одного парня, сын которого занимался картингом, и мы однажды поехали посмотреть на это. Мы купили карт нам с братом, мне было лет семь-восемь. Я выступал в местных гонках, без лицензии, и, по правде говоря, это было скорее увлечение. Лет в 12 я начал заниматься как следует, хотя было уже довольно поздно. Мой брат гонялся до 17 лет, а потом ушел в автогонки. Его интересовали большие машины и ралли. Кроме того, он выше меня, и поэтому был великоват для картинга. Я серьезно интересовался гонками, а для него это была просто забава”.
Отец Кими потратил, все, что имел, на поддержку сыновей. “Он работал одновременно на трех работах. Он водил такси, управлял катком, а иногда нанимался в бар вышибалой!”
Однажды он потратил на картинг деньги, отложенные для ремонта ванной. Это означало, что семья так и останется жить с удобствами во дворе. Впрочем, Кими не считает это чем-то особенным: “Это так, но у нас это в порядке вещей в Финляндии…”.
Вскоре Кими начал разъезды по Европе, наслаждаясь заслуженным успехом.
“Моя первая гонка за пределами Финляндии состоялась в 1993 году. Я выиграл Чемпионат Скандинавии, и, собственно, с этого все и началось. Один из моих родственников помог пробиться на Чемпионат Европы. В первый раз получилось не слишком хорошо. Несколько гонок я показывал хорошую скорость, но заканчивал их, как правило, за пределами трассы! Но меня кое-кто заметил. Сначала я стал получать даром покрышки… Ну, в общем, мне начали помогать”.
Настоящий провыв наступил, когда финна пригласил человек, отнявший титул чемпиона мира в картинге у самого Айртона Сенны.
“Я выиграл Чемпионат Финляндии в 1997 году, а в 1998 году парень по имени Петер де Брюин из Голландии решил создать команду и ему нужны были гонщики. Он предложил выступать за него, мне было лет 17-18. Я бросил школу и поехал гоняться в Голландию. Я по-прежнему оплачивал гостиницу и транспорт, но основные расходы он взял на себя. Это было к месту, поскольку денег у нас не было и продолжать гоняться за свой счет я уже не мог. В тот год я выиграл два Чемпионата Финляндии, Чемпионат Скандинавии и стал вторым в Европе. То был неплохой год для нас”.
Успехи юного финна привлекли внимание. Первым глаз на финское дарование положил бывший босс команды Ф-1 Питер Коллинз. Через него Кими вышел на команду Дэвида и Стива Робертсонов. Они уже помогли подняться Дженсону Баттону и теперь предложили Кими свою поддержку.
“Первые тесты я провел в Формуле Форд, но ездить начал в Формуле Рено. Это было прикольно, поскольку Рено были гораздо быстрее. Но в 1999 году я провел лишь несколько гонок. В первой я был третьим, во второй отказала техника, а в третьей я попал в аварию. Машина была так себе, и мы прекратили выступления”.
Понимая, что Кими не может наравне конкурировать, финн и Робертсоны решили повременить.
“Я вернулся, опять занялся картингом, и от нечего делать принял участие в Чемпионате Финляндии. Я стал вторым, так же как и в Чемпионате Северных Стран. Я просто болтался по Финляндии. Как сложно «ничегонеделать»! Как и обещали Дэйв и Стив, я вернулся в хорошую команду и выиграл все гонки”.
Команда Манор понравилась Кими, и он выступал за нее в 2000 году, доминируя по ходу всего сезона.
“В 2000 году поменялись правила, и всем участникам были даны одинаковые машины. Этот чемпионат был гораздо лучше. Всего было 12 гонок, но, как чемпион, я участвовал только в 10. Семь я выиграл, дважды был третьим и один раз вторым. Кроме того, я завоевал 7 поулов”.
Он говорит об этом вот так запросто, но это был выдающийся результат, и его заметили. Кроме того, юный финн одновременно проходил службу в армии.
“Было трудно, ведь с октября 1999 по октябрь 2000 я служил в армии. Я постоянно летал в Суоми. Это было ужасно! Там были маршировки, лагерная жизнь и все такое. На тебя постоянно орут, а это не слишком-то весело. Для спортсменов там был особый порядок, так что это было попроще. На гонки было выделено 70 дней, а если надо, то, пожалуйста, бери дополнительные дни. Мне понадобилось 100 дней, так что мне потом пришлось дослуживать две или три недели. Но поскольку там пришли новые призывники, на нас никто внимания не обращал, и мы резались в компьютерные игры и валяли дурака”.
Еще до службы в армии Кими попал в Ф-1. Несмотря на малый опыт, он приступил к тестам Заубера. От него ничего не ожидали, но Кими поразил швейцарцев.
“Я провел всего лишь один сезон в большом автоспорте. Я понял, что за мной стоят люди, которые помогают мне, иногда нужно просто оказаться в нужном месте в нужное время. Это были хорошие тесты. Дэйв и Стив удостоверились, что испытания будут полновесными, а не жалкими 20-ю кругами. Для начала мне выделили 3 дня, и, по крайней мере, я понял, что это такое. По окончании второй тестовой серии в Хересе мне предложили контракт. Все выжидали, получу я суперлицензию или нет. Все сильно изменилось, я вдруг стал всем нужен”.
Кими дебютировал в марте-2001 на ГП Австралии. КАК этот юнец смог пересесть из кокпита Формулы Рено в кокпит Ф-1? Он подтвердил правоту Петера Заубера, финишировав шестым. Кроме того, он дважды финишировал четвертым в Австрии и Канаде и пятым в Сильверстоуне. По итогам сезона Кими стал десятым в личном зачете Чемпионата мира.
“Машина была хороша, и я провел ряд удачных гонок. Начало сезона оказалось непростым: несколько сходов, отказы двигателя и коробки передач, а в Сан-Марино и вовсе отвалился штурвал! Но потом я показал пару хороших результатов, и это было здорово. Я ни разу ни с кем не столкнулся, так что год был не плох. Я весь сезон сражался с Ником Хайфельдом и это тоже было полезно для команды”.
Еще до конца года Кими сделал шаг вперед. Он подписал контракт призового пилота с Макларен и готовился заменить своего друга Хаккинена, временно покинувшего спорт. Кими встретился с Роном Деннисом еще в июне, но переговоры начались позже.
“Сперва мы обсуждали возможность тестов, но мы в этом не были заинтересованы, и Рон сообщил, что хочет, чтобы я стал призовым пилотом. Теперь все зависело от моего контракта с Заубер. В конце концов, все остались счастливы, что урвали свой кусок пирога. Когда я был младше, Макларен всегда побеждал, и мне хотелось когда-нибудь выступать за них, раз они такие успешные”.
В первой гонке за Макларен Кими стал третьим. Еще дважды на Нюрбургринге и Сузуке Кими поднимался на третью ступень подиума. Но наивысшего триумфа в сезоне-2002 он добился во Франции, где из-за ошибки в конце гонки он, правда, упустил победу.
Первая победа пришла к нему в 2003 году в Малайзии, и если бы не отказ двигателя, то успех можно было отпраздновать и на Нюрбургринге. Семь вторых мест позволили ему заявить о притязаниях на титул.
“Макларен - конечно же, одна из топ-команд. Они знают, как побеждать и как развивать машину”.
Еще одну победу Кими одержал в Бельгии в прошедшем Чемпионате. В Великобритании и Бразилии он был вторым. Кими всего 25 лет, и у него достаточно времени. Может 2005 - это его год?
[
Dmitry Vasilenko : GP 2004.com ]