12-01-2006«МР4-21 – совершенно новый болид»
Интервью с Продромоу
Вчера команда Макларен продолжила свою зимнюю тестовую программу на трассе в Хересе. Педро де ла Роса и Гарри Паффет пока тестируют переходную модель МР4-20 с «ограниченным» двигателем V10. Подготовка МР4-21 продолжается. О том, как идет работа над созданием нового болида, корреспондент официального сайта McLaren.com побеседовал с Питером Продромоу, сменившим на посту главного аэродинамика команды ушедшего Эдриана Ньюи.
Какова Ваша техническая подготовка и как бы Вы в двух словах могли охарактеризовать свои обязанности в роли ведущего аэродинамика команды?
Я получил образование в Лондонском Имперском Колледже, где в течение трех лет вплотную изучал аэродинамику. А после этого год учился в магистратуре. Именно в это время я пришел в команду, где стал отвечать за разработку и развитие систем CFD. Потом к моим обязанностям добавилось проведение испытаний в аэродинамической трубе, а с 2000 года я занимаю должность Главы отделения аэродинамики Макларен. Как ведущий аэродинамик, я возглавляю команду аэродинамиков и инженеров CFD, на которой лежит задача по разработке и развитию аэродинамического пакета болидов. Для этого мы используем самые разнообразные доступные нам инструменты, а также применяем автоматизированное проектирование, CFD и аэродинамическую трубу. Также мы занимаемся развитием и самих инструментов, и способов работы, чтобы добиваться наилучших результатов.
Какова ваша роль в создании МР4-21?
Моя главная цель – аэродинамика. Это значит, что я отвечаю за форму болида.
Когда конкретно начались работы над МР4-21, и в чем заключалась начальная стадия?
По части аэродинамики работа над МР4-21 началась в начале апреля 2005 года. Что касается разработки двигателя и коробки передач, то над этим начали работать гораздо раньше.
Вначале мы сосредоточились на определении тех частей болида, которые требовали пристального внимания и изучения, то есть над теми узлами, изменение которых затрагивает основные принципы конструкции. Например, передняя подвеска, расположение передней и задней осей, различные проекты шасси и так далее. Все это подвергалось пристальному изучению, анализу, рассматривались различные варианты. Потом мы определились со сроками, в которые было необходимо уложиться. Это был период, когда мы меняли порядок исследований, фактически проектировали компоненты, требующие проверки в аэродинамической трубе или CFD, а затем занимались их изготовлением.
Когда начались тесты МР4-21 в аэродинамической трубе?
Мы начали эту работу в июле 2005 года. С тех пор уже проведено тысячи часов тестов в трубе. Как раз в это время года в Технологическом Центре Макларен достаточно много времени для проведения тестов в трубе. Фактически она работает все семь дней в неделю.
Как идет работа?
Все развивается достаточно хорошо. Мы находимся на стадии, когда первоначальный пакет уже определен, разработан и готов. Теперь мы занимаемся его улучшением и выясняем, что можно сделать еще лучше в течение зимы и в начале сезона.
Как изменения в техрегламенте Ф-1 2006 года сказались на аэродинамическом пакете МР4-21?
На самом деле изменения не столь существенны, как это может показаться на первый взгляд. В болиде 2005 года пришлось переделывать гораздо больше. Для аэродинамической команды было два существенных момента. Первый – это переход на новый двигатель V8. Это открыло новые возможности для перепроектирования задней части болида. Очень много сил было направлено именно на эту область. И, благодаря этому, мы смогли закончить работу над ней гораздо раньше. Второй момент – изменение расположения передних дефлекторов. Согласно новым требованиям, они должны быть выше на 50 миллиметров. Даже принимая во внимание тот факт, что технически это сделать несложно, просто изменив прошлогоднюю конструкцию, нам пришлось немало поработать над этим. Последствия такого изменения достаточно существенны, и все это оказалось довольно сложно. Так что мы поработали над дефлекторами, как говориться, со всех сторон.
МР4-21 – это модернизация МР4-20 или это новый болид?
Это полностью новая машина. Но если смотреть по общей концепции, то примерно 10% в нем осталось от основных принципов МР4-20.
На чем сейчас сосредоточена основная работа?
Боюсь, что не могу абсолютно точно ответить на этот вопрос из-за пристального внимания конкурентов. Скажу так: основной вид болида определен и полностью готов. Сейчас мы работаем над изменениями, которые еще можно успеть сделать до первой гонки, а также анализируем, что можно улучшить в течение сезона. Вообще, в Макларен работа по улучшению и модернизации всегда идет вплоть до первых кругов первой гонки сезона. Научно-исследовательская деятельность не прекращается ни на секунду, потому что в этом заключен главный секрет успешной команды современной Формулы-1.
[
Андрей Демин : McLaren.com ]